06.08.2014 в 05:26
Пишет Karolina Cienkowska:Отличный текст Janosh Falk:
URL записиОчень часто у моих клиентов возникает такое вопрос: "Я хочу заниматься пением, танцами, рисованием (нужное вставить), но не могу себе разрешить, потому что я же уже взрослый человек. Мне поздно заниматься этим серьезно. Я не могу этим зарабатывать, а это требует денег и времени. Это бесполезно. Ну где я буду петь? Кто купит мои картины? Кому я нужен как танцор? В чем смысл тратить время и деньги на обучение чему-то, что я не смогу применить практически и чем я не буду зарабатывать деньги?"
***Понятное дело, что с каждым из них мы ищем ответ индивидуально. В чем смысл отдельно для каждого. И этот смысл находится. Но мне бы хотелось сказать о том, как это вижу я. Несколько обобщенно, но тем не менее.
Т.е. здесь прослеживается исключительно практическое отношение "выживальщика". Внутренний "родитель" такого человека озабочен исключительно тем, как бы получить еще больше возможности для монетизации своих усилий. И в качестве ценности представляются исключительно те умения и навыки, которые позволяют получать больше денег или иметь больше способов для того, чтобы их зарабатывать, ну или как минимум получать больше социальной значимости и статусности.
Идея о том, что чем-то можно и нужно заниматься для удовольствия, кажется крамольной и даже в чем-то раздражающей...какое удовольствие, если результат нельзя продать или конвертировать в значки социальной востребованности?
Отчасти, ногами это уходит в детство, когда родители говорят "Какое на хрен пение, рисование, танцы? Этим не заработаешь. Вот сначала получи образование, которое даст тебе возможность заработать на хлеб, а потом уже иди занимайся всякой ерундой".
Причем, пока ребенок учился в школе, его, вполне вероятно, гоняли по кружкам и он занимался фортепиано, или балетом, или еще чем...но не потому, что это приятно - обычно в детстве это так обставляется, что приятного в этом мало. А потому, что это "полезно" и "статусно". Ну т.е. если ребенок ходит не только в школу, но еще и в кружки, это как бы добавляет родителям "очков статуса" (опять его, милого), что мол, развивают ребеночка всесторонне. Ведь все же, в конце концов, знают, что культурное развитие помогает развивать креативность и может быть полезно в будущем. А когда речь заходит уже о выборе профессии, то частенько на всей этой культурной активности ставится крест...
И вот человек уже получил свою корочку, вот он уже работает в офисе, а то самое время для "ерунды" так и не наступает, потому, что взрослые люди ерундой не занимаются.
Да и где-то внутри отложилось, что даже если ты будешь этим заниматься, тратить силы и время (пока другие гуляют и играют), то в итоге, это ни к чему не приведет. Вдруг выяснится, что, вопреки затраченным тобой усилиям, продолжать это и довести до какого-то ощутимого для тебя результата нет никакого смысла. Надо это бросить в угоду "более важным, более серьезным вещам".
Из этих противоречивых идей, как о творчестве и том, что приносит удовольствие, так и труде и том, что требует усердия и порой воли, формируется множество неэффективных стратегий.
И идея о том, что "то, что приносит радость, не может быть работой", поэтому я буду делать то, что нравится "для души", потому что если я начну этим зарабатывать, я это возненавижу.
И обратная идея, что "зарабатывать деньги - это мучительно и трудно" и поэтому я буду делать то, что нравится, но получать за это гроши... или делать то, что не нравится, и тоже получать за это гроши.
Также где-то там произрастает антисценарий "я хочу зарабатывать деньги только так и не иначе (т.е. "с помощью творчества" и полное обесценивание других способов, даже временных. Хотя очень многие успешные творческие люди на ранних этапах своей карьеры, как правило совмещали...работали где-то + занимались творчеством и в итоге могли успешно монетизировать последнее.
И там, и там еще угнездилось расщепление на "творчество - радость" и "работа - тоска". Т.е. идея о том, что очень большая часть любой творческой деятельности - это работа, рутина и умение прикладывать волю и делать то, что трудно и даже бесит. Также как и очень значимая часть даже вполне обычной работы может быть творческой и если приложить к ней фантазию, то можно не только сделать дело интересным, но и карьерно вырасти даже в своей, казалось бы, не творческой области.
Как и в плане отношения к жизни...не обязательно разделение "либо свободный художник, либо честный трудяга". Эти вещи вполне могут и даже, думается мне, должны быть взаимопроникающими.
Но я тут хотел на самом деле сказать о другом.
О том, почему, даже если у вас карьера, работа, семья и вы явно уже не пойдете на профессиональную сцену, не начнете продавать свои картины или работать художником иллюстратором или не станете профессиональным танцором, то это не значит, что вам не стоит этим заниматься. Хотя на счет своего будущего, не стоит зарекаться - вон Стинг сделал карьеру музыканта, когда ему было уже хорошо за 35, и большую часть жизни он проработал учителем литературы, кажется) или тот же Алан Рикман, до того как стать известным актером, работал дизайнером, по-моему, интерьеров...Роулинг написала Гарри Поттера, будучи матерью одиночкой...ей было 32.
Это все к вопросу о той дурацкой идее, что мол, если ты до 30 не стал известным певцом, писателем, художником, то уже не станешь. Фигня это все.
Так вот...почему все-таки стоит вкладывать время, деньги и силы в творческие занятия "просто для себя"?
Стоит, потому, что таким образом вы вкладываете время, деньги и силы в активизацию и развитие своего "внутреннего ребенка".
Вы выросли, да...а внутренний ребенок остался. А детям возможность творческой самореализации абсолютно необходима для того, чтоб сохранять высокий статус энергии, желание жить, способность к творческой адаптации к реальности.
Вашему внутреннему ребенку куда важнее нематериальные ценности, чем материальные. Да, вам важно есть, пить, одеваться, иметь какие-то гарантии хоть какой-то безопасности...но вашему внутреннему ребенку этого всего мало для того, чтобы он генерировал достаточное количество энергии, чтобы ваша жизнь вам самим не казалась скучной, серой и унылой. Чтобы вы не превращались в измученного жизнью старика, который только и мечтает, что посмотреть вечером телик, потупить в интернет и лечь спать.
Как маленьким детям и правда для развития важно развивать мелкую моторику, музыкальность, память, воображение, творческую активность с помощью самых разных занятий...так и вам это важно. Потому что это навык, который надо подпитывать и развивать.
Со временем, если не задействовать те нейроны, которые отвечают за эту деятельность, они начинают уходить в пассив и перестают влиять на вашу жизнь. Вы теряете навыки и ваш мозг стареет, вы утрачиваете гибкость, а вместе с ней - и способность приспосабливаться к реальности.
Кроме того, для внутреннего ребенка необходима возможность играть, привлекать к себе внимание, общаться, делиться, быть в контакте со своими эмоциями и выражать их непосредственно и прямо. Это касается даже интровертных детей, вопрос лишь в количестве и качестве этого контакта и внимания.
Поэтому творческая активность, самые разные ее формы, это очень важный ингредиент счастья....которое и правда не купишь никакими шмотками, едой, гаджетами, статусами и.т.д.
Потому что, как я говорил, для ребенка все эти взрослые вещи не обладают такой ценностью, как способность испытывать эмоции, выражать их и делиться ими с теми, кто готов поддержать его игру.
И ребенок в вас с возрастом никуда не девается. Ему все так же это нужно. Вот почему так важно позволять себе заниматься тем, что нравится, даже если вы никогда не будете заниматься этим профессионально.
Хотя...кто знает?
URL записи***Понятное дело, что с каждым из них мы ищем ответ индивидуально. В чем смысл отдельно для каждого. И этот смысл находится. Но мне бы хотелось сказать о том, как это вижу я. Несколько обобщенно, но тем не менее.
Т.е. здесь прослеживается исключительно практическое отношение "выживальщика". Внутренний "родитель" такого человека озабочен исключительно тем, как бы получить еще больше возможности для монетизации своих усилий. И в качестве ценности представляются исключительно те умения и навыки, которые позволяют получать больше денег или иметь больше способов для того, чтобы их зарабатывать, ну или как минимум получать больше социальной значимости и статусности.
Идея о том, что чем-то можно и нужно заниматься для удовольствия, кажется крамольной и даже в чем-то раздражающей...какое удовольствие, если результат нельзя продать или конвертировать в значки социальной востребованности?
Отчасти, ногами это уходит в детство, когда родители говорят "Какое на хрен пение, рисование, танцы? Этим не заработаешь. Вот сначала получи образование, которое даст тебе возможность заработать на хлеб, а потом уже иди занимайся всякой ерундой".
Причем, пока ребенок учился в школе, его, вполне вероятно, гоняли по кружкам и он занимался фортепиано, или балетом, или еще чем...но не потому, что это приятно - обычно в детстве это так обставляется, что приятного в этом мало. А потому, что это "полезно" и "статусно". Ну т.е. если ребенок ходит не только в школу, но еще и в кружки, это как бы добавляет родителям "очков статуса" (опять его, милого), что мол, развивают ребеночка всесторонне. Ведь все же, в конце концов, знают, что культурное развитие помогает развивать креативность и может быть полезно в будущем. А когда речь заходит уже о выборе профессии, то частенько на всей этой культурной активности ставится крест...
И вот человек уже получил свою корочку, вот он уже работает в офисе, а то самое время для "ерунды" так и не наступает, потому, что взрослые люди ерундой не занимаются.
Да и где-то внутри отложилось, что даже если ты будешь этим заниматься, тратить силы и время (пока другие гуляют и играют), то в итоге, это ни к чему не приведет. Вдруг выяснится, что, вопреки затраченным тобой усилиям, продолжать это и довести до какого-то ощутимого для тебя результата нет никакого смысла. Надо это бросить в угоду "более важным, более серьезным вещам".
Из этих противоречивых идей, как о творчестве и том, что приносит удовольствие, так и труде и том, что требует усердия и порой воли, формируется множество неэффективных стратегий.
И идея о том, что "то, что приносит радость, не может быть работой", поэтому я буду делать то, что нравится "для души", потому что если я начну этим зарабатывать, я это возненавижу.
И обратная идея, что "зарабатывать деньги - это мучительно и трудно" и поэтому я буду делать то, что нравится, но получать за это гроши... или делать то, что не нравится, и тоже получать за это гроши.
Также где-то там произрастает антисценарий "я хочу зарабатывать деньги только так и не иначе (т.е. "с помощью творчества" и полное обесценивание других способов, даже временных. Хотя очень многие успешные творческие люди на ранних этапах своей карьеры, как правило совмещали...работали где-то + занимались творчеством и в итоге могли успешно монетизировать последнее.
И там, и там еще угнездилось расщепление на "творчество - радость" и "работа - тоска". Т.е. идея о том, что очень большая часть любой творческой деятельности - это работа, рутина и умение прикладывать волю и делать то, что трудно и даже бесит. Также как и очень значимая часть даже вполне обычной работы может быть творческой и если приложить к ней фантазию, то можно не только сделать дело интересным, но и карьерно вырасти даже в своей, казалось бы, не творческой области.
Как и в плане отношения к жизни...не обязательно разделение "либо свободный художник, либо честный трудяга". Эти вещи вполне могут и даже, думается мне, должны быть взаимопроникающими.
Но я тут хотел на самом деле сказать о другом.
О том, почему, даже если у вас карьера, работа, семья и вы явно уже не пойдете на профессиональную сцену, не начнете продавать свои картины или работать художником иллюстратором или не станете профессиональным танцором, то это не значит, что вам не стоит этим заниматься. Хотя на счет своего будущего, не стоит зарекаться - вон Стинг сделал карьеру музыканта, когда ему было уже хорошо за 35, и большую часть жизни он проработал учителем литературы, кажется) или тот же Алан Рикман, до того как стать известным актером, работал дизайнером, по-моему, интерьеров...Роулинг написала Гарри Поттера, будучи матерью одиночкой...ей было 32.
Это все к вопросу о той дурацкой идее, что мол, если ты до 30 не стал известным певцом, писателем, художником, то уже не станешь. Фигня это все.
Так вот...почему все-таки стоит вкладывать время, деньги и силы в творческие занятия "просто для себя"?
Стоит, потому, что таким образом вы вкладываете время, деньги и силы в активизацию и развитие своего "внутреннего ребенка".
Вы выросли, да...а внутренний ребенок остался. А детям возможность творческой самореализации абсолютно необходима для того, чтоб сохранять высокий статус энергии, желание жить, способность к творческой адаптации к реальности.
Вашему внутреннему ребенку куда важнее нематериальные ценности, чем материальные. Да, вам важно есть, пить, одеваться, иметь какие-то гарантии хоть какой-то безопасности...но вашему внутреннему ребенку этого всего мало для того, чтобы он генерировал достаточное количество энергии, чтобы ваша жизнь вам самим не казалась скучной, серой и унылой. Чтобы вы не превращались в измученного жизнью старика, который только и мечтает, что посмотреть вечером телик, потупить в интернет и лечь спать.
Как маленьким детям и правда для развития важно развивать мелкую моторику, музыкальность, память, воображение, творческую активность с помощью самых разных занятий...так и вам это важно. Потому что это навык, который надо подпитывать и развивать.
Со временем, если не задействовать те нейроны, которые отвечают за эту деятельность, они начинают уходить в пассив и перестают влиять на вашу жизнь. Вы теряете навыки и ваш мозг стареет, вы утрачиваете гибкость, а вместе с ней - и способность приспосабливаться к реальности.
Кроме того, для внутреннего ребенка необходима возможность играть, привлекать к себе внимание, общаться, делиться, быть в контакте со своими эмоциями и выражать их непосредственно и прямо. Это касается даже интровертных детей, вопрос лишь в количестве и качестве этого контакта и внимания.
Поэтому творческая активность, самые разные ее формы, это очень важный ингредиент счастья....которое и правда не купишь никакими шмотками, едой, гаджетами, статусами и.т.д.
Потому что, как я говорил, для ребенка все эти взрослые вещи не обладают такой ценностью, как способность испытывать эмоции, выражать их и делиться ими с теми, кто готов поддержать его игру.
И ребенок в вас с возрастом никуда не девается. Ему все так же это нужно. Вот почему так важно позволять себе заниматься тем, что нравится, даже если вы никогда не будете заниматься этим профессионально.
Хотя...кто знает?